Сфера антимонопольного регулирования в нашей стране определяется Федеральным законом «О защите конкуренции», который призван решить целый ряд вопросов.
Обеспечение конкуренции на рынке
Закон о защите конкуренции направлен на поддержание конкурентной среды на рынке и сдерживание монополий в тех сферах, где их образование не является естественным и влечет за собой негативные последствия для участников рынка.
Для этого закон о защите конкуренции регулирует такие важные вопросы, как недопустимые ограничения конкуренции (особенно в конкурентной борьбе) и согласование сделок с ФАС (для предотвращения монополизма в отдельных регионах). Рынок (установление условий для недопустимого злоупотребления этим положением).
По указанным выше причинам ФАС России также осуществляет контроль за недопустимой недобросовестной конкуренцией. Таким образом, запрещены следующие виды недобросовестной конкуренции
Важным элементом контроля ФАС является контроль финансовой концентрации в контексте слияний и поглощений.
Таким образом, одобрению подлежат такие сделки, как купля-продажа акций/долей в компаниях, соглашения о совместной деятельности, сделки организаций с организациями, создание организаций, реорганизация и т. д. В то же время эти сделки подлежат контролю со стороны SDOE при соблюдении определенных критериев
Защита интересов потребителей
Очевидно, что крупные игроки рынка с долей более 30 % могут оказывать негативное влияние на рынок, вынуждая крупные обогатительные фабрики и рынки повышать цены или намеренно заключать невыгодные для потребителей контракты.
При выявлении подобных нарушений ФАС имеет возможность налагать значительные штрафы.
Контроль в сфере закупок
Еще одним вопросом поддержания конкуренции на рынке является управление государственными закупками, в частности конкурсами по 44-ФЗ, 223-ФЗ и Гособоронзаказу.
В частности, УФА рассматривает жалобы на поведение заказчиков во время проведения конкурсов и на итоговые результаты конкурсов. Поэтому участники торгов, столкнувшиеся с нарушениями, имеют право обжаловать их, обратившись к антимонопольному законодательству. Нарушения со стороны заказчиков касаются неправильного составления документов (определение критериев оценки предложений, приводящих к ограничению конкуренции, критериев оценки, приводящих к объединению в партии неактуальных товаров), неправильного отклонения мягких или неправильно воспринятых предложений лиц, не соответствующих критериям победителя аукциона.
Кроме того, ФАС отслеживает нарушения антиреакционных соглашений (картелей). Они являются незаконными и наносят ущерб как интересам государства, так и интересам реальных участников торгов.
Картели направлены на определение, повышение, снижение или поддержание цен на рынке, а также на отказ от рыночных товаров, ассортимента продукции, объемов продаж или контрактов с конкретными продавцами или покупателями.
Такие соглашения называются «горизонтальными», поскольку они заключаются между субъектами одного уровня.
В то же время соглашения иного характера, «вертикальные», называемые СЦ, заключенные по воле сторон, запрещены, но более слабые части не имеют большего веса на рынке. Их заключения отклоняются.
Следовательно, договор не разрешается.
Ответственность за нарушение Закона «О защите конкуренции»
Ответственность за нарушение законодательства о защите конкуренции зависит от вида и степени нарушения, и участники рынка могут быть привлечены к следующим видам ответственности
Штрафы
В частности, высокие штрафы предлагаются за неурегулирование сделок и недобросовестное размещение рекламы со стороны ФАС.
Возмещение ущерба.
Например, потребитель, которому был нанесен ущерб поведением лица, занимающего доминирующее положение на рынке (особенно тот, кто заплатил за товары по завышенным ценам), вправе требовать компенсации. Кроме того, лицо, в поведении которого есть признаки недобросовестной конкуренции, обязано возместить ущерб, причиненный в результате актов недобросовестной конкуренции, если против него подан иск.
Уголовная ответственность
Предусматривает расторжение картельных соглашений.
Нарушение антимонопольного законодательства может повлечь за собой серьезные последствия — от штрафов до уголовной ответственности. Опыт работы прокуроров Центрального округа в области антимонопольного законодательства позволяет нам эффективно разрешать самые сложные правовые ситуации.