В прошлом году на дорогах России зарегистрировано 11,9 тысячи аварий, каждая из которых произошла по вине пьяного водителя. На каждую четвертую смерть на дороге приходится по вине пьяного нарушителя. При этом, по данным Министерства внутренних дел, в конце прошлого года в стране было выявлено 400 000 судебных разбирательств, в которых транспортом управляли нетрезвые водители. Кроме того, 34 000 нарушителей были задержаны сотрудниками ГИБДД после обращения в суд. Если бы подобная практика оплаты сигналов действовала где-либо, то за помощь добросовестных граждан дорожникам пришлось бы заплатить 68 миллионов рублей.
Насколько такие платежи вообще законны? Еще в 2018 году Министерство внутренних дел издало приказ №. 356, регламентирующий выплаты гражданам за содействие органам власти. Вы знаете это журналистское клише для громких преступлений: «Опубликовано исследование». Раньше эти деньги давал какой-нибудь «спонсор» — депутат или бизнесмен. Однако в 2018 году полиция узаконила процедуру прямых выплат из бюджета, если он оказывает существенную поддержку. Размер поощрения за подписку о невыезде за тяжкое преступление варьируется от 50 000 до 10 миллионов рублей. Решение о выплате вознаграждения в размере до 500 000 рублей принимает глава регионального министерства, от первого заместителя главы регионального министерства, ответственного за вознаграждение до 3 млн рублей. Решение принимается лично руководителем департамента, хотя за особо важную информацию предусмотрены и крупные суммы. Однако тот же приказ разрешает небольшие выплаты для получения информации о пьяных водителях.
Поставить доносы на поток не вышло
В России уже много лет ведутся споры о том, можно ли создать подобную систему для правонарушений, совершаемых обычными жителями. Вообще, по всем вопросам существует такая «бесплатная» система, когда люди могут пожаловаться на что-то через государственные службы, приложения или социальные сети. По сути, это общий аттракцион для властей. Однако в Москве это поставлено на торговые рельсы. Здесь было запущено приложение для смартфонов под названием «Московский помощник». В нем москвичи могут отправлять жалобы на водителей властям в обмен на бонус. Люди сообщают о неправильной парковке, парковке на газонах и т.д. Водители получают штрафы, а бдительные горожане — бонусы, которые можно потратить на оплату парковки, прокат велосипедов, еду в ресторанах и кафе. В 2022 году москвичи потратили через эту систему 77 миллионов рублей. Представьте, сколько штрафов было выписано!
После такого успеха было решено распространить его на другие области, и началась разработка. Проект получил название «Народная инспекция». Однако все упиралось в законодательство Российской Федерации. В 2023 году на территории государства отказались разрешить автоматическое наложение штрафов, выписанных с помощью подобных жалобных приложений. Дело в том, что вся система была построена на том, что у нарушителя забирали машину и автовладелец тут же получал штраф (зачастую весьма кусачий, например, за парковку). Вскоре, однако, адвокаты встали на защиту нарушителя. Такие фотографии не могут считаться доказательством, например, рамы автоматической системы крепления. Дорожные камеры или парконы аккредитованы и проверены, поэтому закон полагается на них «не глядя». А смартфоны граждан — другое дело: они не являются специальным средством. Поэтому переданная фотография не должна автоматически превращаться в протокол. Чтобы обработать его по всем правилам, нужно принять его как заявление о преступлении. А это уже другая история.
«Заплатили 4 тысячи»: как ГИБДД награждает за сообщения о нарушителях
Жалобы на пьяных водителей и путешественников поощряются и оплачиваются в счет бонусов. Сообщения приходят из сообщества. Как работает эта система и как правильно скрывать пробки?

Недавно стало известно о новой практике оплаты сообщений о пьяных водителях. По данным ГИБДД, такая практика действует на Ямале — там, в случае подтверждения информации о пьяном водителе, информатор получает 4 000 рублей. Autonews.ru сообщает, как правильно применять сообщение о ДТП, а службы теперь информируют информаторов, если есть бонус в виде информации о нарушителях ПДД в других регионах, сообщает Министерство внутренних дел и дорожного движения России.
Как сообщать в ГИБДД о нарушителях ПДД
Информация может быть отправлена в любом формате. Для инициирования чека достаточно телефонного звонка на станцию техобслуживания. О нарушениях правил дорожного движения необходимо и обязательно сообщать через официальный сайт МВД России, по телефону, письменно, удобным способом. Если нарушение происходит в момент сообщения, то сообщение об этом сразу же контролируется и обрабатывается гаишниками. Система работает следующим образом. Сотрудники дорожной полиции получают уведомление и начинают поиск нарушителя. Сначала полицейским сообщается адрес, по которому был найден автомобиль, а затем они находят его с помощью имеющихся камер. После того как автомобиль найден, сотрудник полиции проверяет водителя — все пункты, предусмотренные его документами, событие ДТП, спокойствие, инструкции. В московской госавтоинспекции организовано специальное дело «Осуждение пьяных водителей». В рамках этой предупредительной меры московские инспекторы попросили сотрудников АЗС и общепита сообщать в полицию о происшествиях с нетрезвыми водителями. Однако за это не обещают никакого вознаграждения.
Что будет, если нарушение не подтвердится
В конце 2021 года в отдел поступило около 243 000 обращений граждан с материалами фото- и видеофиксации нарушений ПДД. В ответ было вынесено 75 100 постановлений. Всего в ходе отработки поступившей от населения информации в 2021 году сотрудниками ГИБДД было пресечено более 600 000 правонарушений в области дорожного движения, из которых более 35,5 000 водителей были задержаны за управление транспортными средствами. При этом в Министерстве внутренних дел заверили: если оповещенный гражданин не прав, то никакого наказания в отношении инициатора обращения не предусмотрено. Дело в том, что для того, чтобы гражданин понес ответственность за осведомленность о предоставлении ложной информации, он должен быть предупрежден о своей ответственности. Ведущий юрист Европейской юридической службы Оресте Массара рассказал autonews.ru, что беспокоиться об ответственности за возможные ошибки не стоит. По его словам, даже если пьянство не было выявлено, заявителю ничего не угрожает. Да, существует ответственность руководства за неправильные профессиональные знания по статье 19.13 СПР. Однако доказать такой умысел практически невозможно, и заявитель может быть искренне введен в заблуждение», — говорит эксперт.

Юрист также отметил, что за ложные заявления о правонарушениях предусмотрена уголовная ответственность по статье 306 УК РФ. Однако управление автомобилем во время движения во многих случаях является административным правонарушением, а не уголовным преступлением. В этом случае также очень сложно доказать, что жалоба является ложным заявлением с преступным умыслом.