Рассказываем, какие изменения произошли в правилах ОСАГО и как контролировать наличие страховки с помощью камер.
Наличие ОСАГО начнут проверять по камерам
С 1 марта 2025 года в России наличие у водителей полисов КТМХА начнут проверять с помощью дорожных камер. Об отсутствии страховки водители будут предупреждаться через ГосУслуги.
Евгений Уфимцев, глава российского автостраховщика, первым подал заявку на годичный период. Это позволит провести тестирование и даст водителям время на подготовку. Если за этот период будет мало ложных предупреждений, а также удастся сократить количество водителей без страховки МТХ, то эксперимент может быть завершен раньше намеченного срока. Камера.
Сегодня в России насчитывается около 36 миллионов водителей, из которых 7-10% не имеют полиса ОСАГО. В некоторых регионах эта цифра может достигать 80%, говорит автоюрист Волопаев. Он также отметил, что зачастую проблема заключается в недоступности полиса, так как страховщики просто не продают страховку КТЭО на многие автомобили. В результате водители оказываются в двойной ловушке. С одной стороны, их штрафует государство за отсутствие полиса, а с другой — страховая компания его не продает.
По словам Николая Галушина, генерального директора Национальной информационной системы страхования (НИС), техническая часть системы уже готова к работе. Если водитель продолжает ездить без полиса после его оформления, ему грозит штраф в размере 800 рублей. Таким образом, за 20 дней без страховки сумма составит 16 000 рублей — гораздо больше, чем стоимость самого договора, говорит Павел Яковлев, пресс-секретарь компании «Ресо-Гарантия».
Реагируют ли камеры на грязные номера
По словам эксперта Кирилла Милешкина, современные камеры распознают номера машин очень точно, но слабые места все же есть. Например, в плохую погоду, во время дождя или снегопада, вероятность того, что устройство зафиксирует нарушение, снижается.
Однако если тиражная табличка читается не полностью, инспектор может вручную восстановить недостающие буквы. Для этого система использует видимые цифры, соответствующие марке и модели автомобиля на изображении. Это значит, что закрытие некоторых цифр на знаке не спасет вас от штрафа, а наоборот, может привести к более серьезным наказаниям, вплоть до лишения водительских прав, предупреждает Милешкин. Однако если дорожный знак полностью скрыт под слоем грязи или снега, камера не сможет его распознать. В таких случаях система беспомощна, добавил эксперт.
Какие изменения в правилах вступили в силу с 1 октября
Переход на новую базу данных ОСАГО
С 1 октября 2024 года база данных российских автовладельцев, известная как АИС Осаго, переходит под контроль российской банковской структуры АО «НСИС» и получает новое название — АИС Страхование. В системе хранятся данные о полисах ОСАГО, а также информация о других страховых продуктах, заключенных гражданами.
Для водителей переход не должен пройти незамеченным, однако эксперты предупреждают о возможных временных препятствиях при оформлении страховки. Пока же представители страховых компаний уверены, что проблем не возникнет.
QR-коды.
QR-коды теперь размещаются на бланках извещений о ДТП по ОСАГО, чтобы упростить процесс фиксации происшествия. С помощью этого кода водители могут перейти на сайт «Госавтоинспекции» в раздел, где подробно описан процесс фиксации ДТП, без участия сотрудника ГИБДД. Также с помощью этого QR-кода можно скачать приложение для мобильного телефона.
Новая система позволяет водителям самостоятельно подать заявление о возмещении ущерба, не посещая офис страховщика. Бланк с QR-кодом выдается при оформлении полиса ОСАГО. Это изменение коснулось и самого бланка страхового полиса. Поле для подписи владельца транспортного средства убрали, оставив место только для подписи представителя страховой компании.
Единый российский и белый страховой полис ОСАГО
С 1 октября 2024 года на территории России и Белоруссии будет действовать единый договор ОСАГО. Как пояснил заместитель председателя Комитета по законодательству и регламенту Парламентского собрания Беларуси и Российской Федерации Сергей Шив, продление полиса является необязательной услугой и подключается только по желанию автовладельца. Для тех, кто не заинтересован в этой опции, стоимость полиса остается прежней и автоматического продления не происходит.
Если была выбрана крупная страховка, потребуется дополнительный полис, о чем будет сделана соответствующая отметка в самом документе. В случае ДТП в Беларуси российские водители получают компенсацию ущерба в соответствии с российским законодательством. Белорусское агентство транспортного страхования, являющееся партнером Российского союза страховщиков (РСА), требует возмещения ущерба от российских страховых компаний.
По оценкам Рами, около 10-15% автовладельцев оформляют новый полис. При этом сохраняется возможность использования карты для коротких поездок по Беларуси.
ПРОБЛЕМЫ.
Основная сложность заключается в информационном взаимодействии.
Кроме того, штрафы за отсутствие договора выписывают сотрудники ГИБДД. Для этого необходимо идентифицировать владельца автомобиля в базе данных Рами.
В Москве насчитывается более 200 камер (расположенных в центральном импорте безопасности дорожного движения), фиксирующих около 50 млн транспортных событий на всех транспортных средствах в сутки (это около 3 млн уникальных транспортных средств в сутки).
Видно, что информационная система РАМИ не справляется с таким количеством заявок. Это означает, что 35 000 вопросов в минуту, касающихся информации о взаимодействии между четырьмя базами данных, уже являются проблемой.
В рамках тестирования этой системы Центральный центр управления дорожным движением отправляет элементы движения по всем уникальным маршрутам за день.
Государственный тест CAR дополняет эти данные информацией о количестве тел, номерах кадров, номерах рамок, номерах рамок и другими данными и отправляет этот массив в Rami.
Rami использует собственную базу данных для формирования списка владельцев автомобилей без страховых полисов.
Список возвращается в Traffic, где по адресу регистрации владельца (доступ к персональным данным есть только у полиции) создается информационное уведомление.
Кроме того, рассматривается период в 10 дней, в течение которого владелец транспортного средства может на законных основаниях управлять им без страховки MTL.
Первые письма уже были разосланы 5,5 000 автовладельцев, а их машины были обнаружены без полиса уже в 21 день. Поскольку система работает только в тестовом режиме, на удвоение контроля данных (дополнительное ручное управление базой) ушло несколько месяцев.
В рамках Федеральной информационной системы государственного автодорожного надзора необходимо создать автоматизированный сервис. Это позволит центральным дорожным службам, Госавтоинспекции и РАМИ мгновенно обмениваться данными. Только после этого сервис выйдет на полную мощность, и автовладельцев начнут штрафовать. Когда это произойдет, пока неизвестно.
Предпрограммное тестирование длилось несколько месяцев, в результате было выявлено 730 000 нарушителей ОСАГО в Московском регионе. Через 20 дней все эти водители были перепроверены. Ветви данных были изолированы. Это означает, что за этот период ОСАГО приобрели всего несколько человек».
После реализации пилота в Москве, по словам Лами, в частности, в Казани и Санкт-Петербурге, новая система контроля договоров ОСАГО заработала и в других городах, а в дальнейшем она может быть распространена на всю Россию.
Штрафы с камер за отсутствие ОСАГО

В начале 2023 года, как пишут многие источники, начнут действовать штрафы за отсутствие страховки КТЭО, согласно данным с камер, фиксирующих правонарушения на дорогах в этом году. С декабря 2023 года этот способ «задержания» незастрахованных водителей работать не будет, и штрафы будут выписывать только сотрудники ГИБДД. Он рассказывает, что происходит сейчас с контролем страховых компаний и штрафами и чего можно ожидать от новой системы. Он пообещал начать работу в 2024 году, но пока нет ни официального заявления, ни точной даты.
Когда начнут выписывать штрафы с камер
Идея проверки наличия договоров ОСАГО была зарегистрирована в 2015 году, с использованием камер без договоров и автоматического наказания водителей, и должна была быть введена в 2016 году. Однако система запускалась несколько раз. Проблемы возникали в основном из-за необходимости объединить ламинацию с базой данных о дорожном движении.
Система несколько раз запускалась в тестовом режиме в Москве, но полноценного применения не получила. Во время таких тестов в 2019 году водители получали оповещения о необходимости оформить ОСАГО, но штрафы не выписывались.
В конце 2022 года президент РСА заявил, что система контроля камер будет ввезена в 2023 году; в марте 2023 года в Рами заявили, что система почти готова к началу эксплуатации, остались только поправки в законодательство. . К декабрю нормативная база не изменилась, но «Рами» заявила, что подтверждение полисов ОСАГО водителей может начаться в первом квартале 2024 года. Методологические и организационные вопросы уже проработаны. Однако точной даты начала работы системы контроля нет, как нет и официального заявления государственного органа.
Как это будет работать
Программа получает информацию с камер и взаимодействует с двумя базами данных: дорожной и ламинационной. Она автоматически проверяет дорожный номер автомобиля, чтобы узнать, застрахован ли он. Если у водителя нет полиса, программа выписывает штраф, который затем проверяется.
Предполагается, что контроль с помощью камер будет вводиться постепенно. На первом этапе камеры в Москве будут фиксировать только движение транспортных средств, а также проезд. В поле зрения камеры попадают только совершенные нарушения — например, превышение скорости или проезд двойных стационарных линий. При нарушении правил парковки штраф за отсутствие ОСАГО не грозит. На этом этапе, если водитель едет не только без нарушения, но и без страховки, отсутствие договора не выявляется камерой.
На втором этапе все водители идентифицируются камерой на предмет наличия страховки ОСАГО. Предположительно, гиды без договора могут быть идентифицированы десятками камер по городу, но штрафуются один раз в день за отсутствие страховки КТЭО. Предполагается, что поездка без страховки считается долгосрочным правонарушением.
Пока вся информация о грядущих штрафах за камеры исходит от руководства Ассоциации страховых компаний России. Из-за отсутствия официальных данных от государственных органов неясно, как это будет выглядеть на самом деле. Однако возможность контролировать весь поток на наличие страховки МТХ кажется несколько утопичной. В городе с населением хотя бы в несколько миллионов человек это сложно представить. В Москве, например, более 3500 камер и миллионы автомобилей, проезжающих через нее ежедневно. Разработка, поддержка и обслуживание программного обеспечения, способного работать с такими объемами данных, требует значительных ресурсов.
Некоторые источники утверждают, что штраф с камер будет составлять 500 рублей, однако оснований так считать нет. Штраф в 500 рублей можно будет получить только дважды.
Камера контролирует наличие оформленной страховки. Штраф за ее отсутствие составляет 800 рублей (400 рублей при оплате со скидкой сразу после получения).
Как страховку проверяют сейчас
Сотрудники ГИБДД продолжают проверять полисы ОСАГО, как и раньше, за исключением случаев, когда проверка страховки осуществляется с помощью дорожных камер. Чтобы убедиться в вашей безопасности, вы должны быть остановлены. Это происходит, если вы что-то нарушили или если патруль выполняет обычную процедуру и останавливает ваш автомобиль без видимых причин. Если вы попали в аварию, у вас также попросят страховой полис. При этом не имеет значения, кто виноват в аварии. Дорожная и страховая компании впоследствии оценят все обстоятельства аварии. Есть еще два редких случая, когда проверяется наличие страховки ОСАГО.
Страховка может быть оформлена в виде печатного или электронного полиса. Оба варианта равноценны. Если вы выбираете печатный вариант, его необходимо всегда иметь при себе, чтобы при необходимости передать сотруднику ГИБДД. Электронный договор можно показать аудитору в виде PDF-файла с мобильного телефона или планшета, а также в виде распечатки.
Если договор есть, но вы его не предъявили, а дорожный инспектор не внес страховку KTEO в базу данных, на штраф может повлиять суд. Вопрос только в том, хотите ли вы тратить время и нервы в суде ради 250-800 рублей?
Что будет, если ездить без страховки
Если водитель не оформил ОСАГО и не ездит с просроченным полисом, его оштрафуют на 800 рублей. Количество штрафов не ограничено. Гипотетически это означает, что если в течение дня вас остановит много разных патрулей, то каждый из них имеет право вас оштрафовать.
Сумма штрафа многим кажется неважной по сравнению с возросшей стоимостью ОСАГО. Однако если водителя оштрафовали, он должен хотя бы вовремя оплатить штраф. В противном случае он рискует получить более серьезное наказание по Коап 20.25. Это штраф в двойном размере от понятия или обязательные работы. Если вы уже оплатили штраф, но не встали на охрану и вас снова поймали, штраф снова составит 800 рублей и никаких дополнительных санкций не будет.
Однако главным последствием вождения без страховки автогражданской ответственности являются аварии, которые могут произойти не по вашей вине, даже если вы хороший водитель. Помимо штрафа за наличие страховки, вам придется возместить ущерб, нанесенный другим транспортным средствам или пассажирам, если такая авария произойдет.
Если вы не хотите рисковать, застрахуйте свой «Ингосстрах» на выгодных условиях по полису ОСАГО. Это можно сделать за несколько минут и полностью в электронном виде. Вам даже не придется привозить машину на осмотр.
Камеры на ОСАГО 2024: названы сроки запуска

15 ноября 2023 года в правительство было направлено предложение МВД, РАМИ и Банка России о камерах ОСАГО. Была названа предполагаемая дата запуска системы.
Как уже писала avtospravochnaya.com, 29 декабря 2022 года президент РФ подписал закон о создании автоматической страховой информации (АИС страхования) (Федеральный закон 594-ФЗ от 29. 12. 2022). Согласно поправкам, страховые компании передают информацию об обязательном (ОСАГО) и необязательном автостраховании (КАСКО, ДСАГО) и страховании жилья на случай чрезвычайных ситуаций в единую АИС Страхование. Его оператором после октября 2023 года станет дочерняя компания Банка России — АО «НСИС».
Штрафуют ли дорожные камеры за отсутствие ОСАГО в 2024 году

В СМИ появляются новости о том, что водители ОСАГО начнут получать штрафы с камер. Давайте разберемся, у кого есть полис и правда ли, что незастрахованных водителей автоматически будут наказывать штрафами.
Обязателен ли полис ОСАГО и как он работает
В России все водители обязаны иметь страховку. Это требование прописано в законе «Об ОСАГО». Страхование предполагает гражданскую ответственность. Если застрахованный водитель причиняет вред другому человеку, страховая компания компенсирует все убытки. Таким образом, страховая компания ОСАГО защищена от претензий других участников дорожного движения в случае аварии.
Страховщик выплачивает компенсацию в пределах установленных лимитов.
В большинстве случаев при ДТП пострадавший обращается в страховую компанию (при наличии полиса), предъявляет поврежденный автомобиль специалисту и получает выплату или направление на ремонт. Иногда, если немедленное возмещение ущерба невозможно, водитель обращается за компенсацией в страховую компанию виновника аварии.
Полис ОСАГО страхует ответственность, а не автомобиль, поэтому виновник ремонтирует машину самостоятельно.
Как проверяют наличие полиса
Инспекторы дорожного движения могут проверить наличие страхового полиса при проверке документов или при остановке водителя за нарушение правил. Водители должны предоставить свой страховой полис. Если страховой полис оформлен на бланке, он должен быть передан инспектору вместе с другими документами на транспортное средство. Если полис электронный ( e-osago), то он отображается на экране смартфона.
Например, е-ОСАГО можно не демонстрировать. Например, батарея смартфона может разрядиться или не будет доступа к сети. В таких случаях руководство по страхованию не беспокоит. Инспекторы могут проверить, подтвержден ли полис с помощью планшета.
Что грозит бесполисному водителю
Водители без страховки MTYS, с просроченной или поддельной страховкой наказываются штрафом в размере 800 рублей. Если страховка оформлена в печатном виде, но у вас ее нет, водитель наказывается меньшим штрафом — 500 рублей.
Без страховки водитель, ставший виновником аварии, должен будет заплатить еще больше. Если бы у него был полис, страховая компания компенсировала бы потерпевшему его убытки. MTP Y-Free Cars вынуждены оплачивать ремонт чужих машин из собственных средств.
Штрафуют ли камеры за отсутствие страховки
Идея борьбы с обезличенными водителями и введения штрафов за езду без MTX с помощью камер обсуждается уже несколько лет. Эксперты считают, что эта мера поможет увеличить количество водителей, имеющих страховую ответственность, и сократить число пострадавших, которым приходится судиться с безликими водителями, чтобы получить компенсацию. В первую очередь она направлена на защиту добросовестных автовладельцев, которым может быть нанесен ущерб от действий водителей без страховки.
Изменения в КоАП РФ уже готовятся. Теперь проводников без легенд будут штрафовать на остановке для проверки документов. Наличие выписанного сегодня штрафа не мешает ревизору выписать еще один. Однако водители могут попадать в объектив камер сотни раз в день. Это означает, что за короткую поездку они подвергаются тысячам опасностей. Поэтому считается, что после внедрения системы штраф за езду без полиса можно будет выписывать только один раз в день.
Проект официально не запущен, и правила еще не изменены. Поэтому, поскольку ОСАГО не существует, штрафы могут налагать только инспекторы ГАИ.
Как будут приходить штрафы с камер за отсутствие полиса
Предполагается, что система контроля ОСАГО будет действовать в два этапа.
Добросовестных водителей, которые своевременно покупают и продлевают страховку, нововведение не коснется. Договорные соглашения заключаются на основании данных РСА — у них есть информация о каждом водителе, застрахованном по ОСАГО, даже о тех, кто продолжает покупать страховку в печатном виде.