Он внес инициативу о временных исключениях для кандидатов наук и докторов наук в Государственную академию. Однако пока неясно, будут ли молодые ученые действительно отчислены.
Борис Чернышев, вице-спикер Госдумы, инициатор инициативы о предоставлении временных отсрочек кандидатам и докторам наук, не призывает делать это всех подряд. Но в первую очередь для особо ценных научно-исследовательских институтов, вузов, разработчиков и сотрудников Российской академии наук. Чернышев рассказал «МК» об обстоятельствах, побудивших его предложить законопроект об отсрочках.
— Даже во время Второй мировой войны для некоторых людей в системе образования существовали отсрочки», — сказал депутат. — До середины 1942 года школьные учителя вообще не призывались в армию, даже на обязательную службу. А во время войны кандидаты и доктора наук были заняты в сферах развития экономики, в самой науке, в издательской деятельности. В армии были созданы различные конструкторские бюро. Люди служили и вносили научный вклад в техническое развитие, промышленность и экономику вооруженных сил. Некоторые из них работали в отечественных областях и создавали новые сплавы, новые материалы и оружие. И это актуально и сегодня. Например, если ученые сейчас работают в частном секторе, их можно переориентировать на нужды госзаданий и Российской академии наук. Сейчас очень важно сохранить потенциал науки. К сожалению, от нас ушло много старых ученых, исчезли целые научные школы, потому что новые кандидаты наук не выдержали испытания. Сейчас это не тривиальная проблема. Речь идет о сохранении нашего научного потенциала.
По открытым данным, в Российской Федерации работают 70 000 докторов наук и 470 000 бакалавров. Эксперты считают, что если убрать всех женщин и лиц пенсионного возраста, то останется около 270 000. Половина из них будет иметь право на отсрочку. Маловероятно, что 135 000 ученых будут проводить время в секторе ССО. Именно поэтому, например, члены Сибирского отделения РАН обратились с официальной просьбой к Геннадию Красникову, вновь избранному президенту РАН, об отсрочке для ученых.
Однако до сих пор продолжают поступать вызовы к докторам и кандидатам. Вызывают как тех, кто служил или учился в военном ведомстве, так и тех, кто не имеет военного опыта. Официальных приказов об отсрочке, по сути, нет. Как в знаменитом романе Булгакова: «Концовка, реал, броня»! Однако недавний указ президента подчеркивает обвинения студентов с отсрочками и заполняет список Министерства обороны. Аспиранты там есть, а докторантов нет. Таким образом, ни доценты, ни, отдельно, специалисты по разведке, где они так прописаны (потому что 195 профессий в списке МО обещали исключить из планов), не имеют официальных отсрочек. Профессоров в университетах нет. Есть учителя в школах… ‘Акты, которые будут опубликованы в ближайшие дни’, на самом деле так и не появились.
Однако «МК» стал известен случай, когда москвич с кандидатской или докторской степенью получил временную отсрочку от мобилизации. Это было сделано через работодателя.
— У меня две работы в университете, — рассказывает 34-летний профессор Олег (имя изменено). — В одном институте я читаю лекции, а в другом работаю, веду занятия». Когда все было сказано и сделано, отношение ректорской власти было диаметрально противоположным. Там, где нужно было работать, они тут же махали руками: «Мы, мы». Тем временем в Министерстве обороны спешно составляли списки личного состава, подлежащего отсрочке, призыву и отправке. Двумя неделями ранее исключение из списка мобилизованных преподавателей университетов и людей с академическими дипломами вызвало волну дебатов. В итоге весь список получил отсрочку на один год. Я тоже.
Несмотря на все усилия думы и трудности нового руководителя РАН академика Геннадия Красникова, требования научного сообщества, отсрочка «топовых» аспирантов, соискателей и других исследователей — нега. Говорят, таких людей много, пока непонятно, как они там защитились. А если кто-то и получит назначение, то мобилизоваться будет некому.
Из брони печенные
Минобрнауки напомнило о своей позиции по отсрочке для ученых
Депутаты рассказали, что Министерство обороны оставило отрицательный отзыв на план исключить из мобилизации кандидатов наук и докторов. В Министерстве образования и науки напомнили, что университеты и научно-исследовательские институты работают над подобными вопросами с военкоматами.
Министерство образования отметило «рабочий процесс» по разработке подобных вопросов после негативной реакции Министерства обороны на план по освобождению от мобилизации кандидатов и докторов наук, работающих в университетах и исследовательских учреждениях. Военкомат. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу министерства. В конце октября депутат Госдумы от КПРФ Михаил Матвеев предложил исключить из частичной мобилизации кандидатов и докторов наук. В частности, необходимо было дополнить статью 17(4) закона «О подготовке и мобилизации Российской Федерации».
Согласно пункту 4 статьи 17 действующего закона, граждане, имеющие белую или неснятую судимость за тяжкие преступления, не подлежат призыву на военную службу в период мобилизации.
Накануне, 29 ноября, депутат Госдумы Ксения Горячева («Молодежка») заявила, что законопроект Матвеева получил негативную реакцию со стороны Министерства обороны. Министерство обороны посчитало указ президента «слепым» в части отсрочки. И уже принятых мер достаточно», — написала она телеканалу „Телеграф“.
В ответ на вопрос «Коммерсанта» Министерство образования подтвердило свою позицию, высказанную ранее. Вузы и научные организации «взаимодействуют с военкоматами по вопросам, связанным с отсрочкой работников от мобилизации». Нормативные документы, касающиеся процесса предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, имеют гриф «для служебного пользования». Поэтому они не могут быть представлены в открытом доступе. Этих документов достаточно, чтобы «закрыть» абсолютное большинство работников, в том числе и учителей», — заявили в министерстве.
Президент Владимир Путин объявил о начале частичной мобилизации в России 21 сентября, через семь месяцев после начала спецоперации в Украине. Он назвал это решение «абсолютно адекватным» угрозам, с которыми столкнулась страна. Министр обороны Сергей Сойг сообщил президенту, что 28 октября заканчивается мобилизация. По данным Минобороны, были мобилизованы солдаты и сержанты до 35 лет, младшие офицеры до 50 лет, старшие офицеры до 55 лет и гражданские лица с военным опытом. Приоритет отдавался не военным билетам, а военным специальностям: стрелок, бронебойщик, пулеметчик, водитель и шофер. В то же время женщины, студенты, аспиранты, специалисты в области информационных технологий, связи и СМИ, отсроченные медицинские показатели и другие категории граждан получили отсрочку от призыва. Кроме того, в начале октября президент Путин подписал закон о зачетном мобилизационном отпуске.