Руководитель надзорной службы поручил прокурору незамедлительно проконтролировать ситуацию и немедленно отреагировать, предоставив жилье детям-сиротам по всей стране.
— Вопрос защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетных в деятельности прокуратуры, — сказал в беседе с корреспондентом «РГ» Игорь Краснов. Именно так, по мнению генерального прокурора, складывается ситуация.
— К сожалению, практика показывает, что десятки тысяч таких детей вынуждены дольше ждать положенного по закону жилья. Это недопустимо. Поэтому я дал указание прокурорам по всей стране оформить соответствующие чеки и, при необходимости, принять соответствующие лечебные меры», — сказал Игорь Краснов.
Дети-сироты в нашей стране обязаны получить крышу над головой по достижении 18 лет. Об этом говорится в законе, который действует с 1996 года, то есть почти четверть века. В прошлом, особенно в 1990-е годы, ситуация ухудшилась.
Например, взамен квартиры давали небольшие суммы наличными. Их заставляли просто отказываться от квартиры или уговаривали передать ее в «детский дом».
Сегодня такие случаи, пожалуй, исключение из правил. Однако региональные власти не всегда спешат исполнять закон о «детских домах», 159-ФЗ или просто, мягко говоря, «забывают». Большинство детей, вышедших из детских домов, вынуждены напоминать в судах о своих жилищных правах, а решения суда могут ждать квартир годами. Стоит помнить, что деньги на жилье сиротам выделяются совместно из федерального и регионального бюджетов, а не из личных карманов сотрудников.
Однако хвост бездомных молодых людей, уже лишенных родительского тепла, растет с каждым годом. Так, по данным Министерства образования РФ, на 1 января 2020 года в стране насчитывается 277,4 тысячи детей-сирот, обеспеченных жильем. Из них 181,7 000 — старше 18 лет. Это значит, что в этом году квартиру должны были получить почти 182 000 детей-сирот. У многих из них уже есть семьи и собственные дети. Однако у них нет жилья, на которое они имеют право по закону. Они годами ждут с хвостами, которые годами не двигаются.
‘Российская газета’ совместно с надзорными органами попыталась выяснить, почему так происходит.
Как рассказали корреспонденту «РГ» в прокуратуре, зачастую регионы не ведут полный учет детей-сирот, нуждающихся в жилье. Это означает, что при планировании бюджета на текущий год региональные власти должны предусмотреть сумму, исходя из количества людей, имеющих право на жилье, и цены квадратного метра в регионе.
Затем регион либо покупает бесхозные квартиры у подрядчика, либо изготавливает и предоставляет их самостоятельно. Таким образом, он обязан это сделать. Однако на практике оказывается, что регионы либо плохо планируют, либо не имеют средств в своих региональных бюджетах.
Однако это еще не все. По данным надзорной службы, во многих регионах не соблюдается процесс финансирования за счет финансовых затрат и эффективного и незаконного расходования этих средств на приобретение жилья для детей-сирот.
Кроме того, существует множество жилых помещений для детей-сирот, которые не соответствуют нормативным требованиям или просто непригодны для проживания или аварийного состояния. В соответствии с указанием генерального прокурора местные прокуроры должны разрешить все эти сложности. И не только урегулировать их, но и добиться того, чтобы сироты по всей стране получали квартиры.
Первые результаты этой работы уже есть. В этом году прокуроры пресекли почти 9 600 нарушений закона и восстановили права почти 5 000 молодых детей-сирот, имеющих право на получение жилья. Кроме того, в интересах детей-сирот прокуроры направили в суд более 4 000 исков, большинство из которых уже удовлетворены.
Кроме того, по заявлению прокурора возбуждено 13 уголовных дел по фактам неисполнения обязанностей работников, обеспечивающих проживание детей-сирот, в связи с неисполнением обязанностей работников жилищного фонда по отношению к детям-сиротам, за злоупотребление бюджетными средствами, выделенными на эти цели.
Например, прокурорская проверка города Атосинска Красноярского края была проведена после того, как восемь детских домов сообщили, что администрация района предоставила им квартиры ненадлежащего качества.
В этом году прокуроры пресекли около 9 600 нарушений закона и восстановили права почти 5 000 детей-сирот, которым были вынуждены предоставить жилье
В этих отсеках была обнаружена дефектная внутренняя отделка, а в некоторых комнатах отсутствовали вентиляция и отопление. При открытии вентиляционных окон прокуратура обнаружила плесень. Снаружи по всему периметру здания отсутствовали пешеходные мосты, тротуары, дороги, парковки, озеленение и пандусы. При этом, согласно документам, здание не было заселено, но уже через месяц было перестроено и введено в эксплуатацию как жилой дом. Впоследствии администрация приобрела «благоустроенную» квартиру для сирот за 6,6 млн рублей.
По мнению прокуратуры, приобретенный дом на самом деле был аварийным и непригодным для проживания. Тем не менее, сироты были переведены в него и закрыты специализированным договором аренды. После вмешательства прокурора и подачи иска суд обязал местную администрацию расторгнуть старый договор аренды и предоставить им новую изолированную квартиру. Владелец дома, продавший квартиру сироте, был привлечен к ответственности по статье о мошенничестве.
В Новосибирской области суд удовлетворил требование прокуратуры о взыскании с бывшего главы муниципалитета около 33 миллионов рублей. Между Татарским районом и руководством корпорации «Стройсиб» было заключено пять контрактов на строительство жилья для 37 детей-сирот. Чиновники подписали соглашение об авансовом платеже в размере 35 миллионов рублей, хотя знали, что оплата должна быть произведена только после ввода в эксплуатацию ДК. В итоге компания получила деньги, но дом так и не построила.
В Якутии уголовное дело было заведено на основании прокурорского досье о предоставлении жилья детям-сиротам из аварийного жилья. Администрация УСТ-Майского улуса предоставила 12 сиротам квартиры в новых домах по договорам найма. На самом деле это небезопасно для жизни и может обрушиться в любой момент.
Кроме того, прокуроры установили, что строительство «спаслось» за счет невыполнения всех работ, предусмотренных охраной. При этом руководство района подписало договор о передаче объекта без каких-либо замечаний. По результатам проверки было возбуждено уголовное дело по статье «Халатность». Прокурор направил дело в суд, чтобы дети-сироты получили безопасное и качественное новое жилье.
Также, после вмешательства прокурора, им одновременно были предоставлены модернизированные квартиры, которые недавно стали сиротскими во многих российских регионах.
Например, в Крыму, в Джанкойском районе, четверо молодых людей, вчерашние сироты, снимали комнаты или долгое время жили у знакомых. После вмешательства прокурора и иска, поданного в суд режимом Джанкоя, сироты получили благоустроенную квартиру. В 2018 году еще один сирота из Ленинского района Крыма попытался получить квартиру через суд, но жилье ему не дали. Как установила прокуратура, в течение двух лет администрация Ленинского района даже не пыталась найти дополнительные деньги на покупку квартиры для сироты. Кроме того, судебный пристав-исполнитель, ответственный за исполнительное производство, не принимал действенных мер. После изучения мер прокурорского реагирования девочка получила благоустроенную квартиру.
В Краснодарском крае благодаря вмешательству прокурора пять молодых людей также получили квартиры, которых ждали четыре года.
Подобные примеры есть и в других регионах страны, отметили в прокуратуре. И вновь подчеркнули, что программа-максимум надзорной службы — восстановить права всех детей-сирот, оставшихся без крыши над головой.